Если спросить у первого встречного, кто такой «мерчандайзер», то он вряд ли ответит. Несмотря на то, что данной профессии уже более 60 лет, в России о ней мало, кто знает. Поэтому большинство претендентов, приходя на собеседование, лишь смутно представляют свои обязанности. Так кто же такой «мерчендайзер» и чем он занимается? Подробно ответим в статье ниже.
Английское слово «merchendise» имеет несколько взаимосвязанных значений – это и «товар», и «товароведение», и «атрибутика». Специальность «merchendiser» в данном контексте означает «специалист по товарам». Более точно и не скажешь, ведь основная функция сотрудника на данной должности – увеличение сбыта определенных товаров в закрепленных за ним торговых точках.
Торговый мерчендайзер далеко не ограничивается только выкладкой товара на прилавках и витринах. Его основная роль заключается в стимулировании сбыта и увеличении объемов продаж, что является результатом комплексного подхода к работе. В обязанности должностного лица входит широкий перечень функций:
Приведенный список функциональных обязанностей мерчендазейра не является универсальным. В зависимости от компании, продаваемого товара, ценовой и ассортиментной политики и других особенностей, перечень может быть дополнен и расширен. Случается, и такое, что у коллег-мерчандайзеров, работающих на одну компанию, но на разных торговых объектах, задачи и обязанности имеют существенные различия.
Супер- и гипермаркеты считаются самыми действенными форматами розничных продаж. Поэтому в заведениях данного типа наиболее часто открыты вакансии мерчендайзинга. И это вполне объяснимо, т.к. качественная и эффективная работа мерчендайзера магазинов – это ключ к обеспечению увеличения продаж и продвижения определенной продукции.
В менее крупных торговых залах, где отсутствует самообслуживание, методика выкладки товаров не сыграет большой роли. Это обусловливается тем, что такие маркетинговые ходы, как расположение более дорогих товаров на уровне глаз, создание эффекта наличия ассортимента и т.д., имеют психологическое воздействие. А в других форматах продаж это условие не работает.
Профессия супервайзера имеет непосредственное отношение к мерчандайзерам, т.к. он является их руководителем. Должностные обязанности супервайзера мерчендайзеров в основном носят аналитический характер. Главные задачи – сбор информации о динамике роста сбыта товаров в закрепленных за ним торговых точках. А передача этих данных лежит на мерчандайзерах, которые и обслуживают эти точки.
Но статус руководителя (в большинстве случаев) не дает права супервайзеру увольнять или накладывать штрафы на своих подчиненных. Его прямые обязанности – сбор и анализ данных, подача результатов руководству вышестоящего звена с выводами и предложениями по улучшению динамики сбыта в дальнейшем.
В некоторых, практически не встречающихся случаях, к задачам супервайзера по мерчандайзингу добавляется составление плана-схемы по выкладке товаров на полках магазинов. Хотя это и не является его обязанностью, а относится к должности специалиста по маркетингу.
Должность мерчендайзера в Москве не предусматривает наличия профильного образования, а работодатели обычно не заостряют внимание на наличии или отсутствии опыта. Поэтому желающих получить должность всегда много. Основные требования, которые выдвигают все работодатели, остаются неизменными:
Специальные навыки здесь не требуются, но если соискатель укажет в резюме об умении проводить конкурентный анализ или оповестит о знакомстве с методикой выкладки товаров на полках, то это станет его преимуществом перед другими конкурентами.